{title}  

«© ВЕСЬ АНГАРСК.РУ»
Про Ангарск : По следам «Адмирала»
По следам «Адмирала»
По следам «Адмирала»

В октябре в ангарских кинотеатрах состоялся показ исторической драмы «Адмиралъ». Мы бы назвали этот фильм настоящим культурным событием осени 2008 года. На фоне телевизионных сериалов и шоу, километрами выдающих в эфир лабуду, и низкопробных зарубежных и российских фильмов, которыми так любят потчевать нашего зрителя кинотеатры, «Адмиралъ», пусть и не лишенный недостатков, выглядит весьма внушительно.


Конечно, этому способствовал «звездный» состав картины. Константин Хабенский в роли Александра Колчака, Елизавета Боярская – Анна Тимирёва, Сергей Безруков, Егор Бероев, Анна Ковальчук, Федор Бондарчук, Александр Лазарев-младший в крохотном эпизоде… Имена говорят сами за себя. Киногруппа тоже знакома зрителю. В последние годы этот коллектив уже выдал на экраны несколько популярных фильмов: «Турецкий гамбит», «Дневной дозор», «Ночной дозор» и «Ирония судьбы. Продолжение», заинтриговавшее новогоднего зрителя-2008. На наш взгляд, «Адмиралъ» был самой удачной из этих работ.

Сразу скажем: пиротехнические эффекты, как и в предыдущих фильмах, впечатляют, натуралистические сцены с оторванными конечностями вызывают желудочные спазмы. Но здесь это не становится во главу угла. Сцены смерти – норма для того времени. На этом трагическом фоне разворачивается история любви легендарного адмирала и Анны Тимирёвой. Любовь и война, война и любовь – две переплетающиеся сюжетные линии, а может быть, взаимообуславливающие?

Верными штрихами в фильме показаны жестокости гражданской войны. Довольно скрупулезно – костюмы и оружие офицеров. Впечатляет количество историков-консультантов, помогавших создавать картину. И все-таки некоторые исторические шероховатости царапают взгляд просвещенного зрителя. Колчак был гораздо более жестким правителем. Владимир Каппель - самый молодой генерал императорской, а затем и «белой» армии - своими карательными акциями наводил ужас на всю Сибирь. А тут – обаяшка Сергей Безруков с есенинским взором патриотического энтузиазма. Командующий Балтфлотом, адмирал Непенин, был сожжен в топке броненосца, а не заколот штыками, как показано в кадре. Омский правитель был арестован в Нижнеудинске, а не в Иркутске. Тюремные коридоры фильма - это не иркутская тюрьма. Погребение в крестообразной проруби – домысел режиссера.

Но крест в конце фильма появляется не случайно. Вообще, на всех «наших» героях есть некая идеологическая дымка, скрывающая их истинное лицо. Роли главных героев – заранее снабжены знаком «плюс», мало того – мученическим флером. Очень много кадров расправы «красных» над «белыми», не вспоминается ни одной победы колчаковцев, показанной на экране. Все они изначально несут знак жертвы. Сильно ощущение обрушения и гибели мира, недаром приход к власти большевиков многим казался концом света.

Интересен образ императора Николая II. Он показан незадолго до своего отречения от престола. Никакого портретного сходства, нет черт вырождения: широко расставленных глаз, темных пятен вокруг них – того, по чему мы привыкли узнавать последнего российского императора. Лицо царя в фильме как бы уже канонизировано, это благообразное лицо святого, готового со смирением принять свою участь. При этом в фильме участвует актер, внешне очень похожий на реального Николая II, он занят в эпизоде совещания офицерства. Но для создателей «Адмирала» было важно показать другого императора. Конечно, кинофильм – это художественное произведение, и его герои вовсе не обязаны соответствовать реальности. Но и здесь чувствуется идеологическая позолота.

Что не понравилось – «рамка» вокруг основного сюжета. Фильм представлен как воспоминание постаревшей Анны Тимирёвой о своей молодости, мучительно вызывающее в памяти аналогичную обрамляющую новеллу из оскароносного «Титаника» с Леонардо ди Каприо. Думается, что довольно сильная сама по себе «сердцевина» не нуждалась в том, чтобы привлекать внимание подобным обрамлением. Даже сцена танца главных героев на балу, которого никогда не было, – несомненно, красивая - всего лишь подделка под аналогичную голливудскую.

Эта обрамляющая новелла, на наш взгляд, имеет право на жизнь только в том случае, если она подсказывает, что для Анны Васильевны воспоминание о прошлом – это жизнь, а то, что окружает ее сейчас: киностудия, съемки «Войны и мира» Бондарчука, загримированные под дам и кавалеров актеры, – это иллюзия той жизни. Фикция, которая, тем не менее, приближает героиню к прошлому. И только она одна – постаревшая Анна Тимирёва – воплощение потерянной эпохи.

Жизнь Александра Васильевича Колчака показана с момента, предшествовавшего знакомству с его последней любовью, женой его боевого друга. Историю такой любви российский зритель не видел уже давно.

Трепетное отношение влюбленных друг к другу, взаимное уважение, которым не могут похвастаться современные Ромео и Джульетты… В течение всего действия герои называют друг друга только по имени-отчеству: Анна Васильевна, Александр Васильевич. Многолетнее ожидание встречи и уверенность, что жизнь прекрасна уже потому, что любимый живет на свете… Всего двенадцать дней – от Рождества до Крещения – бесконечного счастья в вагоне поезда, мчащегося прямиком в пасть смерти. И – тридцать семь лет каторжной расплаты.

Показательны для нашего времени слова одной из зрительниц, случайно услышанные нами в холле кинотеатра: «Зачем она пошла за ним в тюрьму? Ведь ее не собирались арестовывать. Могла бы уехать за границу – тогда была такая возможность – и жить там спокойно». Современным женщинам трудно понять возлюбленную Колчака. Наверняка ее поступок был неприемлем для большинства ее современниц. Вспомним, как за столетие до показанных в фильме событий все российское общество переполошили своими поступками жены декабристов. Может быть, поэтому именно Анна Тимирёва стала избранницей такого человека, как Колчак.

Удивительная женщина и мужчина большой судьбы. До сих пор остаются неизвестными все его заслуги перед Россией. Участие в открытии Великого северного пути, основание Иркутского госуниверситета, который впоследствии незаслуженно носил имя Жданова, воинские подвиги – всё стерто, обесценено, уничтожено теми, у кого он безуспешно пытался отвоевать Россию. Несколько поколений учеников по совету учителей зачеркивали в школьных учебниках материал про Александра Васильевича Колчака, разрисовывали чернилами его портрет. Нынешняя молодежь ничего про него не знает, некоторые не слышали даже имени. Спасибо создателям фильма «Адмиралъ», может быть, благодаря им мы сможем хоть в малой степени загладить свою вину перед этим человеком.


Олеся ПАВЛЮЧЕНКО,
Александр ПОЛЕВОЙ
скачать dle 12.1
Чтобы получить ссылку на эту новость, достаточно «КЛИКНУТЬ» по ней:

Ссылка в Браузер:
HTML-код для Cайта:
BB-код для Форума:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Поэтому функционал Нашего портала для Вас ОГРАНИЧЕН, чтобы снять ограничения,
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
С Уважением, Администрация Портала Ангарска ALLANGARSK.RU
Читайте дополнительно в этом разделе:

Рекомендуем к прочтению: Информация
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Ваше мнение
Нужна ли Ангарску общественная организация АВТОМОБИЛИСТОВ, независимо от марки а/м?



Получать Новости на Е-майл





Погода Сегодня:

Партнеры проекта


Наш Портал в Рейтингах

Анализ сайта  
RSS  




Оперативно и достоверно обо всех событиях и происшествиях города Ангарска, Комментарии экспертов, Мнения официальных лиц.
При использовании материалов сайта, согласно «Пользовательскому Соглашению», активная гиперссылка ( без редиректа )
на портал ALLANGARSK.RU обязательна! Россия © ВЕСЬ АНГАРСК.РУ 2007- 2014 «Ангарские региональные новости» | cтатьи

 
 Наши контакты:
 E-mail: написать письмо
 Наш адрес:
 Иркутская обл. г. Ангарск
 9 микрорайон, ст.«Сиб-Сервис»