{title}  

«© ВЕСЬ АНГАРСК.РУ»
Первая полоса: » » Стиляги: пожар в джунглях
Газета ВРЕМЯ : Стиляги: пожар в джунглях
Стиляги: пожар в джунглях«Первый фильм нового года» никого не оставил равнодушным. Профессиональные рецензии носят, скорее, негативную оценку. Народу же в целом фильм понравился. История стиляг – это история свободных людей в стране рабов. Она по-настоящему уникальна. Застрявшие на шпильках: Это только кажется, что мы далеко ушли от 50-х годов. По большому счету, отечественной индустрии моды как не было, так и нет (стиляги называли изделия отечественного легпрома «совпаршивом»), на улицах как была серая масса в одинаковой униформе, так и осталась, модников больше не преследуют, но и вкуса у русского человека не прибавилось. Скорее наоборот.

Вот уже целых два десятилетия мы шокируем Запад, приезжая на отдых в туфлях на шпильках, которые застревают в старинной каменной кладке тротуаров во время многочисленных экскурсий. Недавно одной моей знакомой предстояла командировка в Германию. Приглашающая сторона на всякий случай прислала факс с рекомендациями по внешнему виду: прозрачные блузки, топы с декольте, накладные ногти и чулки в сеточку извольте, плиз, оставить дома. Стиляги 50-х тоже носили вызывающе яркую одежду, но совсем по другим причинам.

Шоковая терапия

Эйфория первых послевоенных лет сменилась быстро нарастающим скепсисом. Уставшие, измотанные войной люди, вернувшись с Запада, не могли не заметить разницы в устройстве быта «загнивающего капитализма» и развитого социализма. Победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг. Помимо вещей после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает ситуацию: “На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии. Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы. Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды”. Главное, что увидел советский человек, – это голливудские фильмы, среди которых культовыми стали «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты» и «Судьба солдата в Америке». Несоответствие убогой реальности с красочностью киномира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей, мягко говоря, состояние дискомфорта.

Ещё одной причиной появления стиляг стала активизация международных контактов СССР. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. Для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», а для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. В клубах и Домах культуры играли джаз, молодёжь активно записывалась в кружки фокстрота. Любимыми танцами были буги-вуги, позднее – твист и шейк. Меломаны наловчились изготовлять самодельные пластинки на старых рентгеновских снимках – это называлось «музыка на ребрах» (рабочее название фильма Тодоровского – «Буги на костях»). Наконец в 1957 году в Москве прошёл фестиваль молодёжи и студентов, который стал настоящим мигом торжества для стиляг.

Мы из джаза

Установить, когда возник этот термин, невозможно, однако существует мнение, что он пришёл из языка джазистов. «Стилять» у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в чужой манере. Соответственно термин переносится на самого исполнителя — «стиляга». 10 марта 1949 года в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных молодых людей. В массовом сознании образ стиляги прочно закрепился в карикатурном виде, в коем и дошёл до нашего времени в немногочисленных произведениях. Тем не менее стиляги оказались типами, уходящими отнюдь не в прошлое, а, скорее, в будущее. Сами стиляги вспоминают, что далеко не все из них ходили в карикатурном виде. «Бывали простенькие, но очень красивые костюмы, все были чистошерстяные. В те времена хорошим материалом считалась чистая шерсть. Костюмы были со вкусом, не было диких цветов, как комсомольцы писали. Были у меня плащи, английское пальто ратиновое… А эти писали – «попугайское». Разве в Англии делают попугайское?» – вспоминает Валентин Тихоненко. Продвинутые модники покупали западные ткани в комиссионных магазинах и заказывали костюмы у портных.

Селедочка и манная каша

Одежда и сам образ жизни стиляг не были слепо скопированы с американского образца. В первые годы существования данного феномена облик стиляги был и впрямь карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук-«селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями» - подражание героям популярных фильмов. В качестве обуви приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле». Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра. В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-ролльный образ и стали называться «штатниками» (т.е. поклонниками Соединенных Штатов).

Поиски под кроватью

Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 40-х годов, уже подпадали под определение «безродных космополитов»: в стране шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством перед Западом». Стиляги с их повышенным интересом к западной поп-культуре стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов советской власти: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».

Желание общества «переделать» (по существу, сломать) нонконформистов выливалось в бесчисленные обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, в выговоры по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из вузов, исключали из рядов ВЛКСМ, а в СССР это было равносильно лишению человека права на достойное существование в обществе. На стиляг устраивали настоящую охоту дружинники, иногда расправа и вовсе выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками»: стиляг ловили, стригли их под полубокс, а узкие штаны распарывали. Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения западной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности. Музыкант Алексей Козлов говорил:

“У стиляг было такое отработанное бессмысленное выражение глаз. Не потому, что мы придурки. Просто, если бы мы обнажили свой взгляд, если бы смотрели, как мы чувствуем, то все бы увидели, как мы их ненавидим. За этот взгляд можно было поплатиться. Вот мы и придуривались.” В официальной прессе нагнеталось настолько брезгливо-презрительное отношение к стилягам, что их называли «плесенью» на теле советского общества. Это, однако, только способствовало дальнейшей популяризации течения, подобно тому, как «поиски красных под кроватью» в США вызвали рост левых настроений среди молодёжи.

В начале 1960-х прессинг в отношении стиляг прекратился: стиляги повзрослели, а многие ранее запретные атрибуты вроде джаза были легализованы. Появились новые, гораздо более массовые молодёжные течения: «битломания» и хиппи. Несмотря на угасание «стиляг» как субкультуры, их мировоззрение оказало большое влияние на последующие молодёжные неформальные объединения.

«Буги на костях»

На самом деле перед Валерием Тодоровским стояла очень непростая задача: с одной стороны, раскрыть тему, которой до сих пор никто из режиссеров не касался, с другой – обеспечить кассовые сборы, рассказав историю на доступном массовому зрителю языке. Мало кому из режиссеров в наше время удается проскользнуть между этими Сциллой и Харибдой, оттого и критики так много. Мол, настоящего драйва в фильме нет, у молодых актеров блеска в глазах не наблюдается, картину вывозят старые «ледоколы» Гармаш, Горбунов и Янковский, и вообще мюзиклы у нас снимать не умеют. Сам Тодоровский высказался по поводу своей картины так: «У меня не было задачи воссоздавать атмосферу и детали тех лет. Я просто хотел сделать яркий, задорный музыкальный фильм для современной молодёжи».

На мой взгляд, главное, что удалось режиссеру, - это не просто повеселить нас в новогодние праздники, но пробудить интерес (или ностальгию) к давно ушедшему периоду нашей истории. После просмотра картины хочется узнать больше подробностей о том, как это было. С большим удивлением я обнаружила, что источников и свидетельств до смешного мало: пара книг (А. Козлов «Козел на саксе» и Э. Лимонов «У нас была великая эпоха») да десяток статей, похожих друг на друга. Фотографий нет вообще. Между тем наверняка многим есть что рассказать о том времени, а потому мы решили обратиться за помощью к нашим читателям.

Конкурс: «СТИЛЯГИ АНГАРСКА»

Позвоните в редакцию, если:
- у вас есть фотографии 50-60-х годов, которые запечатлели вас и ваших друзей в модных нарядах того времени;
- у вас сохранились модные журналы или «Крокодил» 50-60-х;
- вы готовы поделиться рассказами о том, что носили, что слушали, где доставали, как создавали в те годы;
- вы были портнихой в те годы и одевали модниц;
- вы посмотрели фильм, и у вас есть своё мнение по поводу атмосферы и деталей тех лет: где режиссер попал в точку, а где промахнулся.
Мы с удовольствием встретимся с вами, опубликуем всё самое интересное и наградим победителей!
Кто, если не вы, расскажет нам о моде тех лет?

Телефон 52-23-17.

Наталья ЧЕРНЫХ, аналитик моды
скачать dle 12.1
Чтобы получить ссылку на эту новость, достаточно «КЛИКНУТЬ» по ней:

Ссылка в Браузер:
HTML-код для Cайта:
BB-код для Форума:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Поэтому функционал Нашего портала для Вас ОГРАНИЧЕН, чтобы снять ограничения,
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
С Уважением, Администрация Портала Ангарска ALLANGARSK.RU
Читайте дополнительно в этом разделе:

Рекомендуем к прочтению: Информация
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Ваше мнение
Нужна ли Ангарску общественная организация АВТОМОБИЛИСТОВ, независимо от марки а/м?



Получать Новости на Е-майл





Погода Сегодня:

Партнеры проекта


Наш Портал в Рейтингах

Анализ сайта  
RSS  




Оперативно и достоверно обо всех событиях и происшествиях города Ангарска, Комментарии экспертов, Мнения официальных лиц.
При использовании материалов сайта, согласно «Пользовательскому Соглашению», активная гиперссылка ( без редиректа )
на портал ALLANGARSK.RU обязательна! Россия © ВЕСЬ АНГАРСК.РУ 2007- 2014 «Ангарские региональные новости» | cтатьи

 
 Наши контакты:
 E-mail: написать письмо
 Наш адрес:
 Иркутская обл. г. Ангарск
 9 микрорайон, ст.«Сиб-Сервис»