{title}  

«© ВЕСЬ АНГАРСК.РУ»
Газета ВРЕМЯ : Школы под нож
Школы под нож
Область предложила Ангарску сократить расходы на образование на 45 млн. рублей

В последние годы в школах исчезли обшарпанные стены и полы, разбитые окна перестали забивать фанерой. Появились компьютерные классы, при школах заработали кружки и секции. Сократились «добровольные» взносы. А учителя перестали устраивать митинги по поводу несвоевременной выплаты зарплаты. Стабильность радовала. Ан нет! Закон Иркутской области под №91 от 17.10.07 «О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений Иркутской области» поставил на всём большой жирный крест. Из-за большого дефицита средств бюджета области всем учреждениям образования предложено значительно сократить расходы. Что значит сократить расходы в уже отлаженной схеме? Только отказаться от чего-то!


Из бесед с директорами нескольких школ стало ясно, что определенную тревогу они испытывают, но в панику не впал никто. Хотя уже знают, чем придется пожертвовать, если управлению образования не удастся убедить Законодательное собрание области в обоснованности школьных расходов. Под нож пойдут ставки социальных педагогов, психологов, преподавателей дополнительного образования, администрации. Особенно сокращение финансирования отразится на маленьких школах.

Как можно убрать из школы психолога, если только он и может обнаружить проблему у ребенка, проработать и устранить её, не дать перерасти в агрессию, фобию или комплекс? Психологи работают, иногда не привлекая родителей к решению проблем ученика. Почему? Да потому, что не всякий родитель способен осознать важность проблемы, найти время и средства на посещение городской психологической службы, или сам нуждается в психотерапевте, наркологе, или по нему вообще тюрьма плачет.

Или: в каждой школе есть ставка замдиректора, который отвечает за безопасность детей во время обучения. У этого человека широкий спектр обязанностей. Начиная от вопросов гигиены до профилактики ЧП. И если на маломальском предприятии должен быть инженер по технике безопасности, то почему школы, которые каждый день принимают под крышу сотни учеников, должны отказываться от такого специалиста? Разумно ли это?

Есть в школах еще и социальный педагог. В его функции входит работа с неблагополучными детьми, профилактика правонарушений среди учеников. Он тесно связан с органами внутренних дел, с детскими комнатами милиции, с комиссией по делам несовершеннолетних. Бесплатное питание в школах – это тоже работа социального педагога.

Дополнительное образование в школах заменяет многим ученикам недоступные платные секции, музыкальные школы и школы искусств. Отказ от такой формы развития и занятости детей приведет к плачевным последствиям. У нас уже был подобный опыт, мы уже вырастили одно упущенное поколение.
Мы не вписались в новые нормативы. Потому что расчетный и фактический норматив стали отличаться на 45 миллионов рублей. Появилась реальная угроза невыплаты заработной платы работникам школ.

Управление образования проанализировало возможности сокращения финансирования учебных заведений и смогло безболезненно для них «обрезать» 20 миллионов. Были приведены в соответствие с нормативами надбавки, которыми пользовались гимназии и школы с углубленным изучением предметов. Учебные планы всех без исключения учебных заведений сокращены на 3 тысячи часов в неделю. Сыграло на руку и уменьшение численности школьников в связи с демографической ситуацией, что позволило сократить некоторые штатные единицы.

Следующий шаг. В школах есть категории работников, минимальный размер оплаты труда у которых ниже, чем предусмотрено законом. Если привести размер оплаты в соответствие с законом, повысится и обоснованное финансирование. Центр образования №8 сменил свой статус на гимназию. Фонд оплаты труда при этом увеличивается вдвое. И это также увеличивает финансирование. Две школы поселка Мегет финансируются без учета надбавки 25% как школы поселка рабочего типа, хотя фактически они эту надбавку получают. Значит, нужно утвердить эти 25%. Специалисты управления образования нашли еще некоторые скрытые несоответствия в механизме расчетов коэффициентов и со всеми этими выкладками обратились в Министерство образования Иркутской области (бывший департамент), которое, учитывая мотивированность расчетов, скорректировало сумму еще на 8 миллионов. Министерство образования Иркутской области направило письмо в областную администрацию с просьбой перераспределить недостающие нам 17 миллионов рублей с других территорий области, где образовались излишки. Это реальная возможность. И на сегодняшний день начальник управления образования Наталья БЕЛОУС считает, что проблема недостающего финансирования решена, невыплат заработных плат педагогам не будет. В декабре они получат зарплату за первую половину декабря, а в январе – за вторую.

Но что ждет учебные заведения в новом, 2009 году? Всё разъяснится только в январе, когда придут новые сведения о финансировании. И если средств на фонд оплаты будет недостаточно, тогда придется проводить некие мероприятия. Например, уже есть план разделения прогимназии и гимназии на самостоятельные учреждения. Как выход можно рассматривать и смену статуса школ на гимназии или с углубленным изучением предметов. Сохраняется и роль родительской платы за сверхнормативные услуги.

P.S. Так уж случилось, что во время написания этого материала президент Дмитрий Медведев выступил с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент понимает, что образование, школа – это фундамент любого государства. Именно школа обязана воспитать здоровую физически и нравственно личность. Президент четко сказал, что «…если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом», тогда только и можно получить нужный результат.
И вот думаю теперь: может, Медведев – президент другой страны?

Большие перемены


В учительских кругах упорно ходят слухи, что зарплату за декабрь педагоги не получат. Вернее, получат, но вот только когда? На это, мол, есть несколько причин. И что выборы недавно прошли, а это денег бюджетных стоит, и что вроде бывший губернатор в своё время кредитов набрал, и вот пришло время их отдавать, и что, наконец, финансовый кризис и до нас докатился. Именно поэтому уже сейчас есть некоторые задержки с выплатой зарплаты бюджетникам. А чиновники от образования упорно молчат, но потихоньку готовятся и нас соответственно готовят к предстоящим трудностям. И вообще нас ждут большие перемены. И, как всегда, перемены эти будут далеко не к лучшему. Но в данный момент меня волнует даже не это.

Сколько раз мы, педагоги, через различные унижения и наплевательское отношение власти проходили, сколько об этом уже писали и говорили, не сосчитать. Сегодня хочется поговорить об оголтелой демагогии в отношении учительства со стороны чиновников и властей любого уровня. Пусть и президент, и правительство, и депутаты со всех трибун провозглашают, что зарплата у бюджетников унизительна и ничтожна, что нужно всемерно повышать авторитет педагога, но всё меньше и меньше верится в их заклинания. Такова уж, видно, «генеральная линия», что стране не нужны ни умные ученики, ни талантливые педагоги. Бессловесным «стадом» управлять легче, от нерадивых избавляться проще. А уж чиновники, «государевы люди», всегда готовы «взять под козырек» и любые, даже абсурдные приказы не просто исполнить, а выполнить их с каким-то особым рвением на 150-200 процентов. Ведь он и сам, чиновник, часть этой системы, обыкновенный винтик, и без него машина не поедет.

Вы видели когда-нибудь работника управления образования любого уровня, который бы грудью встал на защиту простого педагога? Складывается впечатление, что главная их задача - удержать подопечных в едином строю, не дать высунуться неугодным. Кому в нашем управлении образования пришла бредовая идея о сокращении эстетических отделений в школах, наверное, уже и не так важно. Просто, мне представляется, нужно было срочно закрыть очередную финансовую брешь, вот и нашли крайних. Вообще это уже становится системой - любые бюджетные дыры латать при помощи самих же бюджетников.

На вопрос одного известного в городе педагога, а куда я, мол, после сокращения пойду, чиновник от образования спокойно отвечает: «Вы петь умеете? Найдете себе что-нибудь». Систему абсолютно не волнует будущее ни педагогов, ни их учеников. Чиновников беспокоит только одно - как бы им самим в своих кабинетах остаться. А то вдруг и их, сердечных, сократят и поставят более сговорчивых. Они-то петь не умеют!

Ну ладно, мы, педагоги, сможем пережить грядущие сокращения, найдем новую работу, может быть, даже более доходную, а как же дети, выброшенные по чьей-то злой воле на улицу? Ведь даже далекому от образования человеку понятно, что в кружках и студиях эстетического цикла занимаются дети из небогатых семей, и все наши Дворцы культуры, Дома творчества, музыкальные и художественные школы просто физически не смогут принять несколько тысяч отлученных от эстетического образования школьников, а многие родители не смогут это оплатить. В седьмом номере журнала «Образование в документах» есть любопытнейшая статья «Насилие в школе» Владимира Жукова, известного писателя и публициста. Кроме всего прочего, автор говорит: «Учитель встроен в насквозь функциональную, жестко структурированную иерархическую систему и зажат в ней снизу - сверху... И задача его не слишком сложна: на своем уровне сделать доверенную ему систему (читай - класс) управляемой и вписать её в систему более высокого порядка». Жестоко, но справедливо. Что требует система от педагога: план, отметка, дневник, журнал, обученность, качество. Нигде, ни в одном отчёте вы не найдете, да такое и представить себе невозможно ни в каких схемах и процентах, душевные затраты педагога, его «эмоциональную вложенность» в урок. И разве это нужно чиновнику от образования? И разве можно это как-то оценить и измерить? Это ведь с трибун легко и просто вещать о гуманизации образования, о личностном подходе к ученику, о поднятии престижа учителя, а как доходит до реальных дел, ответ один: «Денег в бюджете нет!» Вот и получается, что педагог - заложник этой самой системы. И грядущая НСОТ (новая система оплаты труда) направлена прежде всего на ужесточение и укрепление властной вертикали. Рядовой педагог становится не просто заложником и винтиком системы, он становится абсолютно зависимым от воли начальника, от его прихоти и настроения.

Сергей МЕТЁЛКИН, учитель гимназии №8


P.S. Я уже, было, собрался нести данный материал в редакцию, как по местному телевидению Н.Н.Белоус озвучила информацию, что деньги на выплату зарплаты за ноябрь-декабрь найдены и причин для волнений нет. Что ж, и на том спасибо. Но вопросы всё-таки остаются. А как мы будем жить дальше? Что станется с эстетическими отделениями в школах нашего города? Сколько педагогов предстоит сократить и какова их дальнейшая судьба? Какие еще «новшества» готовит нам управление образования?

Подпись: На эстетическом отделении школы №4 было 9 коллективов. Самый авторитетный из них - образцовый театр “Росток”. Ему 22 года. На содержание отделения тратилось ежемесячно около 60 тысяч рублей. В этом учебном году отделение сократили на 3,5 ставки (четыре педагога уволились, трое стали меньше получать). На этот раз “Росток” уцелел.

Лена ДАВИДОВИЧ,
Фото Николая СТЕРНИНА
скачать dle 12.1
Чтобы получить ссылку на эту новость, достаточно «КЛИКНУТЬ» по ней:

Ссылка в Браузер:
HTML-код для Cайта:
BB-код для Форума:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Поэтому функционал Нашего портала для Вас ОГРАНИЧЕН, чтобы снять ограничения,
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
С Уважением, Администрация Портала Ангарска ALLANGARSK.RU
Читайте дополнительно в этом разделе:

Рекомендуем к прочтению: Информация
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Ваше мнение
Нужна ли Ангарску общественная организация АВТОМОБИЛИСТОВ, независимо от марки а/м?



Получать Новости на Е-майл





Погода Сегодня:

Партнеры проекта


Наш Портал в Рейтингах

Анализ сайта  
RSS  




Оперативно и достоверно обо всех событиях и происшествиях города Ангарска, Комментарии экспертов, Мнения официальных лиц.
При использовании материалов сайта, согласно «Пользовательскому Соглашению», активная гиперссылка ( без редиректа )
на портал ALLANGARSK.RU обязательна! Россия © ВЕСЬ АНГАРСК.РУ 2007- 2014 «Ангарские региональные новости» | cтатьи

 
 Наши контакты:
 E-mail: написать письмо
 Наш адрес:
 Иркутская обл. г. Ангарск
 9 микрорайон, ст.«Сиб-Сервис»