«© ВЕСЬ АНГАРСК.РУ»
Первая полоса: Информационный Ангарский портал - Весь Ангарск.РУ » Про Ангарск » Школа – вынужденный банкрот!
Про Ангарск : Школа – вынужденный банкрот!
Школа – вынужденный банкрот!С удовольствием и недоумением одновременно прочел статью-размышление Александра Левицкого в №1 «Про-Ангарска» за 2009 год (см. «Все бюджетники – наркоманы, или Наша школа – банкрот», стр. 6, 13 №1 «ПА»). С удовольствием – так как, оказывается, проблемы нашего образования интересуют и представителей серьезного бизнеса. Недоумение же было вызвано горечью по поводу того, что представление о школе даже у серьезных людей - дилетантское, без опоры на знание о реальном положении дел. Сегодня бытует ошибочное мнение, что начало нашего столетия вместе с обильным впрыскиванием нефтедолларов в российский бюджет манной небесной инвестициями рухнуло на образование.

Ничего подобного! Бюджет страны как давал 3-5% от общей суммы, общего объема, так и шатался меж этими двумя цифрами. При росте цен, при официальной инфляции в 13% годовых (а в том же ФРГ – 1,4% во время кризиса!), а по заявлениям Владимира Жириновского, заместителя председателя Госдумы, она составляет все 30%!

Вряд ли возможно сравнение американской и российской школы. И дело здесь не в уставах разных монастырей. Другой менталитет, другая доходность населения страны, 130 лет не знавшей военной разрухи, другое значение и налоговое поощрение спонсорства. И потом, то, что сегодня именуется «спонсорством», в советские времена именовалось «шефством». Производственные предприятия властным методом были прикреплены к отдельным школам. Шефы по отдельным эскизам профессионалов-учителей производили и собирали на своих мощностях кабинеты черчения и ИЗО, светоаппаратуру для актовых залов, конструкции для спортзалов и т.д.

Вряд ли можно сравнивать качество того же самого попечительства в Штатах и в современной России. Во-первых, имиджевый статус «за бугром» рос десятилетиями, и попечитель школы-колледжа где-нибудь в Иллинойсе – это значимая фигура в общественной жизни. У нас же до сих пор работает трафарет «скромности» советских времен. Во-вторых, даруя центы школьной спортплощадке, американец считает, сколько долларов он сбережет на налогах государству.

Пастельная картинка рисуется при описании американских школьных театральных залов, бассейнов, библиотек. Но давайте вспомним, что школа-колледж-университет – это центры культурной жизни целых муниципалитетов! Местные власти прямо заинтересованы в создании такой базы в масштабе конкретной территории. У них там профсоюзной формы Домов культуры никогда не было. А у нас лишь в прошлогодней речи Медведева было сказано о школах как о культурных центрах жилищных микрорайонов, но что конкретно делается в нашем родном Ангарске, то есть – разрушение уже созданных культсистем, мы видим сами. И поэтому там мэрии отчисляют средства на культуру (средства налогоплательщиков!), а у нас, боясь отчетности перед вышестоящими властями, сокращают эти отчисления. Пусть даже они и являются по закону субвенциями.

Наивно предложение о всеобщей закупке учебников. «Учителя не могут договориться о том, какого автора использовать при обучении». И не договорятся в большинстве случаев! Разные классы, разные уровни подготовки детей и самого учительства, разный режим учебных программ. Тот же английский преподается в Ангарске на учебниках Биболетовой или Верещагина, а то и Кауфман. Здесь нужно конкретное нивелирование под отдельный класс, а не под всю параллель.

Главное
А вот теперь переходим ко взгляду на главное. Самое существенное и болезненное. То, что Александр Левицкий назвал «процессом администрирования». Этот процесс крайне размыт и абсолютно аморфен. Те же директора школ прекрасно знают, что они не могут делать, а на что они имеют хоть какое-то начальственное право. Сужу не по наблюдениям, сам 3 года отработал директором школы и знаю, почем фунт лиха.

Дали ресурс - привлекай инвестиции? Вложенный рубль даст доход в четыре целковых? Супернаивность! Даже если я, директор школы, доходно распоряжусь данным мне в распоряжение рублем, доходов этих я не увижу, как и подчиненная мне школа. Все заработанное уйдет в распоряжение управления образования, а вернее – во власть, которая и будет милостиво или не очень отчислять часть мною же заработанного на руководимую мной школу. Парадокс? Ничуть не бывало. Элементарное решение «верхов».

Были времена, когда директора школ распоряжались имуществом в школах и на околошкольных территориях для получения прибыли, отчисляемой в фонд школы. Гаражи, сдаваемые в аренду частным грузоперевозчикам, теплицы, где могли развивать частное производство, те же столярные мастерские или пекарни. Мелкий слесарный и токарный бизнес мог арендованно базироваться на школьных мастерских. Есть отдельный вход в какую-то подсобку? Можно сдать помещение под парикмахерскую или маникюрный салон. Мощности школьной столовой в летнее время можно было использовать под создание сезонного кафе, а значит, получить средства на смену «убитой» мебели в той же столовой.

Но грянул в канухинское время указ-приказ о бизнес-планах, возлагаемых на каждую школу, и о централизованном сборе всех арендуемых у школ площадей и производственных площадок.

«Все может приносить деньги!»
«Открой карман, и деньги потекут!»
Но возникает вопрос: в чей карман?

Давайте разберемся: что такое собственность? Это то, что предполагает владение, распоряжение и управление землей, строениями, техникой и прочими ценностями, способными производить добавочную стоимость. У нас же на сегодняшний момент директор школы распоряжается только швабрами техничек и, в лучшем случае, электролампочками, если они у него есть в запасе. Работа любого грамотно составленного бизнес-плана подразумевает доход. Школа же сегодня выступает в качестве юридического лица, когда платит за тепло, воду, электричество, вывоз твердых отходов, а не когда ей надо получать ею же заработанные деньги.

Надо ясно осознавать: в стране, где нет четко отведенной юридической базы среднего образования, да и образования вообще, где городские-районные власти знают только слово «дай» и забывают о слове «возьми», в школе ничего не будет по определению! В ней будут царствовать песни с чужого голоса управленцев с мышлением чиновников советского периода. Они могут только кричать с трибун о менеджменте образования, о менеджерах, которым не обязательно быть учителями-предметниками. Но как ты можешь управлять тем, чего ты не знаешь? Если ты не понимаешь разницы ведения урока в 8-м и 11-м классах? Вот по-бычьи упереться в формалистику составления поурочного плана согласно инструкции № 100011 – всегда пожалуйста. А как в свое время общественники вели шахматные кружки при ЖЭКах среди детей?

Да по душе и знаниям, а не по отведенным методикам и инструкциям. Вспомним секцию настольного тенниса тренера Ангарска Ячменева. Его воспитанники и своих детей привели в этот спорт, и дети теперь четко организованы по времени: учеба – секция – домашняя работа – отдых. Нет разболтанности, дети при деле. А Олег Орлов занимается своими скаутами сколько уже лет? И на каких инструкциях? Да на традициях и на здравом смысле, как нормальный мужик-энтузиаст.

Другое, не менее важное – ответственность за содеянное. Управление образования ответственность перекладывает на директоров школ: не объяснили ситуацию переводимым нынче учителям дополнительного образования! И никогда управленец не возьмет на себя ни вины, ни ответственности за что-то непопулярное, а то и за прямо негативное.

А директорат молчит. И будет молчать! А почему? Объяснение крайне простое. По контракту, заключенному с администрацией, директор школы может быть уволен в 3-дневный срок без всякого предупреждения и объясненной мотивации. Будет ли он теперь отстаивать интересы школы, имея такую «петлю» на шее? Хоть перед начальством, хоть перед депутатами Думы? В силу психологических и юридических факторов – не будет. А рассчитывать на депутатов педагогов в Думе… Наивно. Людмила Раевская – директор гимназии, Сергей Андрасюк – директор лицея. Они руководят инновационными учреждениями, где подушное финансирование из бюджета и так в 2 или в 2,5 раза больше, чем отчисления обычной школе. Плюс родительские отчисления другого, более высокого уровня.

И в таких условиях уже можно говорить о наполняемости кружков и секций только «своими» детьми. Ну а учащиеся в других школах будут «чужими». А почему они чужие? С Марса прибыли и в Ангарске не живут?

Другое

Интересно наблюдать за рассуждениями Александра Левицкого по поводу иных возможных методов наполняемости школьного бюджета. Каждая школа, наверное, может найти в среде своих выпускников своего супер-Сидорова, сделавшего имя и деньги где-нибудь в Москве или Голливуде. Но вряд ли он с большим почтением будет вспоминать о своей ангарской альма-матер и об Ангарске вообще. Он же здесь не имел возможностей проявить себя полностью и по существу. И будет тратить свои деньги прежде всего на своих детей, учащихся в Москве или Лондоне, а не на филантропию в адрес родного города.

Щедрость русской души осталась за временным кордоном Октябрьской революции. Это тогда династии купцов-старообрядцев, давшие России экономически образованных миллионщиков-промышленников, строили гимназии и больницы, гинекологические институты и дома для военных инвалидов. Щедрость же ангарского бизнеса, при всей своей этичности, крайне ограничена. Да и другой, в том масштабе, в каком существует ныне, быть не может.

Пресса – барометр общественной значимости того или иного мероприятия. Так уж сложилось на нашей реальной жизненной практике. И отдельно освещать даже очень яркое, интересное, событийное по сути явление масштаба актового зала одной школы? Не всякого журналиста, а уж тем более – редактора это заинтересует. А так как газеты нынче, как правило, в руках конкретных лиц-собственников, преследующих собственные интересы, то и вопрос об освещении школьного конкурса, семейного дня, встречи с интересным человеком попросту повисает в воздухе.

Последнее

Не секрет, что проблематика средней школы не сводится только к финансированию. Все знают, что по Конституции наша школа – всеобщая и бесплатная, но также всем известно, что это утверждение – фикция. Председатель районной Думы призывает жить по закону и то же самое время дополнительное образование выставить на счет родителя. А что, Владимир Александрович не знает, сколько получает средний ангарчанин? Или каково сокращение штатов на данный период? Двойные стандарты применяются сейчас по полной программе, и к этому применению обыватель уже привык. Другая актуальность, замалчиваемая сегодня и прессой, и властью, - кадровая проблема школы.

В мою бытность директором на работу пришло 8 молодых специалистов. Ни один не работал больше года. Молодежь бежит из школы, как черт от ладана! Формализм планирования, утвержденный Управлением, низкая зарплата, тяжелые условия внеурочной работы, в том числе и с родителями по сбору средств в фонды школы и класса – все это отвращает выпускников пединститутов и университетов от работы «на земле». Люди подыскивают себе более «хлебные» места, где они могут и получать, и работать, а не отчитываться о проделанной работе.

Школу сегодня не надо реформировать. Тем более – строить воздушные замки в плане привлечения средств на ее развитие, да и на обычное существование, со стороны выпускников и родителей. Школу пора реанимировать. И в первую очередь – методом ликвидации существующего ныне способа управления ею.

ВАЛЕРИЙ КОНОВАЛОВ,
АЛЕКСАНДР ПОЛЕВОЙ
Чтобы получить ссылку на эту новость, достаточно «КЛИКНУТЬ» по ней:

Ссылка в Браузер:
HTML-код для Cайта:
BB-код для Форума:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Поэтому функционал Нашего портала для Вас ОГРАНИЧЕН, чтобы снять ограничения,
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
С Уважением, Администрация Портала Ангарска ALLANGARSK.RU
Читайте дополнительно в этом разделе:

Рекомендуем к прочтению: Информация
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.



Мы рекомендуем

Случайное фото

С Нами на Портале
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 1
Yandex

Гостей: 61
Всех: 62

20-ка последних посетивших:

olezhk2008 oshulc
Администратор


Календарь новостей
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Реклама

Ваше мнение
Нужна ли Ангарску общественная организация АВТОМОБИЛИСТОВ, независимо от марки а/м?

Да, нужна, вступлю в ее ряды
Да, нужна, понаблюдаю за созданием со стороны
Да, нужна, приму участие в создании организации
Нет, не нужна, вообще все без толку, я «в домике», возле «зомбоящика»

Архив новостей
Апрель 2016 (7)
Март 2016 (10)
Февраль 2016 (9)
Январь 2016 (9)
Декабрь 2015 (11)
Ноябрь 2015 (10)

добавить на Яндекс

Панель авторизации
ВЫ ещё не с Нами?
Логин: 
Пароль: 


Отправка СМС

Получать Новости на Е-майл





Популярные Новости


Погода Сегодня:

Наши партнёры


Последние комментарии

Партнеры проекта


Наш Портал в Рейтингах

Анализ сайта  
RSS  




Оперативно и достоверно обо всех событиях и происшествиях города Ангарска, Комментарии экспертов, Мнения официальных лиц.
При использовании материалов сайта, согласно «Пользовательскому Соглашению», активная гиперссылка ( без редиректа )
на портал ALLANGARSK.RU обязательна! Россия © ВЕСЬ АНГАРСК.РУ 2007- 2014 «Ангарские региональные новости» | cтатьи

{mnt}  
 Наши контакты:
 E-mail: написать письмо
 Наш адрес:
 Иркутская обл. г. Ангарск
 9 микрорайон, ст.«Сиб-Сервис»