{title}  

«© ВЕСЬ АНГАРСК.РУ»
Первая полоса: » » Все бюджетники – наркоманы, или Наша школа – банкрот
Про Ангарск : Все бюджетники – наркоманы, или Наша школа – банкрот
Все бюджетники – наркоманы, или Наша школа – банкротВ ответ на статью «Героин вместо театра» (газета «Про-Ангарск»), «Черный ворон» (газета «Время») и статьи в других газетах, посвященные сокращению педагогов дополнительного образования и урезанию бюджета на образование, медицину и прочее. Очень часто упоминают вынужденное «непопулярное» решение, которое заключается в том, что сократили бюджет на образование (медицину, «социалку» и т.п.). В результате этого решения, вызванного кризисом, нас пугают, что пострадали специалисты, будет закрыт детский театр, дети станут наркоманами и т.п. Александр ЛЕВИЦКИЙ: Директор ООО «Торгово-Финансовая Компания «ФинЭксперт», Отец подрастающего юнца, которому через пару лет идти в первый класс. Предлагаю посмотреть на вещи с другой стороны. Наркоманы – это практически все бюджетники. Все сидят не денежной «игле». Дали денег – хорошо. Дайте больше – мы все освоим. А потом не дали – и все, началась «ломка». А теперь и не дадут: ломай – не ломай, не дадут – нету.

А все из-за чего – поток нефтедолларов счастливым образом накрыл нашу страну. И понеслись ручейки денег, перехлестывая через край, во все бюджеты, в «социалку»… А вот подушку безопасности, которая должна сработать в случае резкого торможения, не предусмотрели. Взлетели высоко – и резко упали на бетонный пол. А была бы подушечка (в виде запасов на «черный день»), падать было бы не так больно.

Пострадали учителя, школы, все мы.

Но это все лирика, это уже произошло. Жить надо дальше, а вот как – об этом надо позаботиться сейчас. Пора вводить антикризисные меры да созывать антикризисных управляющих. Не зря ведь их чему-то учили. Уже позвали, расходы уже сократили… Но проблемы не решены. Надо не только сокращать расходы, но и увеличивать доходы.

Анекдот:
Муж: - Дорогая, надо меньше тратить.
Жена: - Дорогой, надо больше зарабатывать.

Все упирается в деньги, они нужны всегда и с каждым разом – больше. Предвижу вопрос: а где же эти деньги взять? Ответ – все лежит на поверхности. Давайте посмотрим по сторонам, заглянем в прошлое и проанализируем, что мы имеем. Не надо изобретать велосипед, достаточно перенять лучший опыт, посмотреть, как это делают другие. Взгляните на школы соседнего города или другой страны. Бесплатно. Вам ведь даже ехать никуда не надо – в школах появился Интернет, загляните на электронную страничку школы, и все станет ясно. Пример из собственного опыта. Когда я был в Америке (пусть меня критикуют за то, что снова с чужим уставом в наш огород лезу), попросил, чтобы меня отвезли в самую обычную школу.

Американец лет пятидесяти, у которого я жил, сказал «Ноу проблем», и мы поехали в школу, в которой он сам когда-то учился. Первое, что мне бросилось в глаза при входе в школу, – это огромный стеллаж с кубками, наградами и дипломами. Да, у наших школ они тоже есть. Но кто из учеников и родителей это знает? Еще висят крупные портреты бывших учеников, которые добились высокого положения в обществе. На каждом портрете – автограф. Привинчены мемориальные доски организаций-доноров (тех, которые спонсируют школу) и инвесторов, которые управляют фондами школы (об этом подробнее чуть ниже).

По всему первому этажу висели рамки с портретами учеников каждого выпускного класса. Посчитайте, сколько классов выпускается за 40 лет школы и сколько портретов там висит. У нас тоже такие у каждого дома сохранились, а вот в школе у нас висят Гоголь да Пушкин. Мой провожатый тут же подвел меня к рамке с портретами и показал себя в школьные годы. Я удивился, как быстро он нашел свой класс, и спросил, учился ли кто-то из его детей или внуков в этой школе. Оказалось, что никто из его детей и внуков здесь не учился, но он бывает здесь очень часто. Я уточнил: видимо, они часто собираются на встречи с бывшими одноклассниками. Да, это тоже есть и очень часто. Но оказалось, что бывшие ученики являются попечителями школы и выступают волонтерами при организации различных мероприятий. Думаете, они на этих мероприятиях листья убирают и парты моют? Нет, они думают, дают советы и организовывают различные мероприятия, направленные на помощь школе. А еще при помощи координационного центра школы они могут найти любого бывшего ученика, который стал ученым, сенатором или бизнесменом, и попробовать решить свои деловые проблемы.

Теперь давайте вспомним наши встречи с одноклассниками. Мне уже 33 года, но таких встреч у меня в жизни ни разу не было, хотя я учился в двух школах. То ли нас так собирают, то ли мы так собираемся. Но суть не в этом. По рассказам знакомых, такие встречи – это обычная пьянка: поговорить за жизнь, посмотреть на стареющих одноклассниц да вспомнить школьные годы чудесные. Суть в том, что эффекта школе от таких встреч в плане помощи – ноль.

Про оснащенность заграничных школ много говорить не стану. Сравнивать оснащенность наших кабинетов биологии, химии с кабинетами американских школ – это все равно, что сравнить «Жигули» и «Мерседес». Театральный зал оборудован, как маленький оперный театр – зал ДК нефтехимиков в миниатюре. Бассейн, спортплощадки, библиотека – все соответствующее.

Думаете, за границей школы государственные, - нет. Много школ частных. Тогда вы скажете, что у них родители могут позволить себе платить за образование. Тоже – нет. Родители платят, но не так много. Тогда предвижу следующий вопрос – а за счет чего школы такие богатые, что могут себе позволить учить детей, закупать новую технику, оборудовать классы и содержать школьные театры?

Давайте разберемся.

Скажу опять - все лежит на поверхности. Вспомните фразу – «На каждый вложенный государством рубль будет привлечено 4 рубля частных инвестиций». Вы спросите, а где же тогда деньги и кто должен вложить эти 4 рубля? А вот в том-то и дело, что никто не должен. Вам (школе, больнице, коммунальной службе) власть дала 1 рубль и это - твой ресурс и твоя возможность привлечь еще как минимум 4 рубля. Иди и привлекай! Спросите – как? Не идти же по миру с протянутой рукой? Нет, не идти.

Идти пора за парты и к консультантам. Учителям уже пора поучиться. Вернее, не самим учителям, а руководителям, директорам. Ведь они привыкли деньги осваивать – они же не бизнесмены, они управленцы. С ремонтом школы управились и – хорошо. Интересно, а какова доля муниципальных средств в общих расходах школ? Думаю, что 99% муниципальные и лишь 1% привлечен со стороны в виде сборов с родителей на ремонт школы, покупку учебников – и наверняка есть еще какие-нибудь федеральные гранты.

Теперь давайте представим, что школа - это бизнес.

Из бюджета выделят на образование 100 миллионов рублей. Любой нормальный бизнесмен к ручейку в 100 миллионов речку в 400 миллионов добавит. И вот тогда бюджет на образование уже 500 миллионов, а это, согласитесь, весомая цифра. Вот вам и повышение заработной платы, и деньги на ремонт, и на театр останется, и на «черный день» отложить можно. Итак, 100 миллионов в активе уже есть. Кто завтра готов дать еще? Пока никто не даст – наверное, потому, что боятся, не доверяют. И вот почему - посмотрим на организацию несложного процесса - покупку учебников.

Недавно меня попросили заехать в оптовую книготорговую организацию, чтобы забрать и привезти учебники. Дали денег на покупку. Когда я отдавал учебники одному из родителей, я поинтересовался, это учебники на весь класс? Мне ответили, что это – для двух параллельных классов, но некоторые родители уже купили учебники в розничном магазине (а это значит – с наценкой). Некоторые родители еще не успели сдать деньги, и им самим придется покупать литературу в магазине (значит, дороже). В итоге учебники будут не у всех учеников (учебный процесс сорван). Более того, выяснилось, что учебники нужны были уже давно и классный руководитель торопит и настаивает, чтобы книги привезли в школу как можно быстрее (лишняя нервозность). Я спросил: а что, заранее нельзя было собрать деньги и спокойно купить для всех в оптовом магазине. Оказалось, что два педагога не могли решить, какого именно автора учебники покупать!!! Что мы имеем? Качество управления – ноль!

Потрачен огромный ресурс в такой постой операции, как покупка учебников. Можно даже в рублях подсчитать потери. Во-первых, кое-кто переплатил за учебники. Во-вторых, один из родителей вызвался добровольцем и решил купить учебники для всех, чтобы сэкономить. Он потратил свое время, а это деньги. В-третьих, использовали меня и мой автомобиль, чтобы эти учебники привезти. Посчитать, сколько стоит час моего времени и бензин для джипа? Думаю, понятно. В-четвертых, внесли суету и напряженность в отношения из-за того, что кто-то решил добровольно помочь, а ему еще высказали, что было не очень оперативно. Мотивации на следующий раз у этого добровольца уже нет.

Если в таких мелочах нет эффективности, то я боюсь думать о более глобальных вещах. Заметьте, я говорю не о процессе обучения, а о процессе администрирования. Хорошо, хоть наши уже повзрослевшие ученики не пытаются искать штат «Европа» на карте Америки.

Вызвать в школу родителей!

Родителей зачем вызывают в школу? Либо денег попросить, либо на классное собрание (где одних похвалят, других поругают за успеваемость ученика). Привыкли жизнь по принципу: «Иванов, к доске!». Денег просто так не дадут (хотя могут и иногда дают). А как строят бизнес? Тебе оказывают услугу, за нее платишь. Если услугу оказали хорошо, ты заплатишь с радостью да еще и «на чай» оставишь. Главное – не просить денег, а сделать так, чтобы тот, кто их дает, дал бы их с благодарностью. Следующий актив – инвесторы – родители, которые могут дать деньги.

А следующие потенциальные инвесторы – это мы с вами, нас - когда-то учившихся в школе - половина города. Тысяч сто точно. По 100 рублей в месяц – не задавит. Кто-то даст больше, кто-то - меньше. А если с каждого взять хотя бы по 1 000 рублей в год, то мы еще нашли 100 миллионов. Так поможем родной школе! Есть еще активы. Это - организации. Помните, шефство над школой? Слабо возобновить? Но только не так, как это было раньше. Добавьте новизны и хороших эмоций! Вспомните, кто учился в вашей школе. Где те Васечкины и Петровы?

Сам денег много не дам, а советом помогу.

Итак, следующий актив – школьный совет, но не педагогический. Объедините активных родителей, попечителей, родителей-бизнесменов, бывших учеников, обладающих положением в обществе. Вот вам и локальный антикризисный штаб. А над всем этим на уровне города – управляющую структуру или координационный совет, чтобы действовать скоординированно и опытом обмениваться. Совет должен быть общественным, включите в совет управление образования. Вот вам очередной актив – мозги. Мозги есть – деньги будут. А самое главное - денег платить никому не надо. Все же на добровольных началах работать будут. Не перевелись еще пионеры-энтузиасты?

Создать ассоциацию выпускников, зарегистрировать фонд поддержки развития школ….
Есть еще один актив, но его тоже надо заставить работать. Потому что это вовсе не актив сейчас, а балласт. Это школьное имущество – здания, земля, мастерские, спортзалы, бассейны, гаражи, компьютеры, даже просто кабинеты и коридоры. Все может приносить деньги. Но пока деньги только тратятся. На ремонт, содержание, охрану …

В Европе государство за 1 евро в год отдает в аренду целые фамильные замки и дворцы. Хотите жить во дворце? Пожалуйста! Но с условием – вы обязаны все восстанавливать, ремонтировать, не давать разрушаться. Хотите - туристов водите, хотите - рыцарские турниры устраивайте. И люди берут и делают. И это при том, что все эти хоромы находятся в лесу на опушке или в глуши у озера.

А у нас что? Дворцы в центре города! Кругом свет, вода, тепло, тысячи жителей, проходимость…
Карман открой – и деньги потекут. Но нужно поработать, подумать. Если рассмотреть каждую школу как отдельное юридическое лицо, свести, как говорят бухгалтеры, баланс, дебиторов, кредиторов и вывести сальдо, то получится, что школа – банкрот. Активы есть, но не работают, а значит, цена им – грош. Фондоотдача равна нулю! А если на долговые обязательства посмотреть (это зарплата) да расходы на «коммуналку» посчитать, то можно в долговую яму сразу прыгать.

Выход есть!

Бизнес-планирование в массы! Пятилетку за 3 года мы уже проходили, и никто не умер. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих! Лозунги советской эпохи. Наше прошлое нам же и поможет. Составим план с графиками на ближайшие годы. Пропишем стратегию и тактику, чтобы каждый знал, как действовать. Все это можно сделать быстро. А когда есть план и знаешь, куда бежать, считай, что полдороги ты уже преодолел.

И график должен быть вот такой:

Все бюджетники – наркоманы, или Наша школа – банкротА вот где можно черпать деньги в будущем. Предположим, ученик Сидоров, очень любивший физику, взял да изобрел вечный двигатель. Запатентовал и продал права на использование своего патента корпорации «Тойота». Теперь Сидоров обеспеченный на всю жизнь человек. Неужели он забудет родную школу? Только найдите того Сидорова да приедьте к нему на его же двигателе и в школу на экскурсии почаще приглашайте да на мероприятия всякие. И доску почета ему в школе прибейте. А где та девочка, что так обожала русскую поэзию? – Работает сценаристом в Голливуде. Может, она готова отчислять школе процент от своих гонораров? А где драчун и хулиган Митенька? – Стал супербоксером в супертяжелом весе. Так, может, он нам супертурнир между школами по боксу организует? А мы туда бизнес-элиту из губернии позовем да денег на новый бассейн попросим.

Я даю, чтобы ты дал. Перед тем как что-то просить, надо дать сначала что-то взамен. Образование нам дали…

Анекдот:
Васечкин, взорвал кабинет химии.

Преподаватель: Васечкин, станешь великим химиком, не забудь 10% от нобелевской премии школе отстегнуть.

Можно привести пример управления каким-либо фондом (активом) не из нашей жизни. Ученик Джонсон был влюблен в свою первую школьную учительницу. А та любила цветы и всегда хотела, как мама, продавать тюльпаны в своей лавке, но работала учительницей по необходимости. И вот наш ученик вырос, разбогател, купил цветочный магазин и нанял вышедшую на пенсию учительницу управлять бизнесом. А часть дохода от продаж стал отчислять школе. Хеппи енд.

И ведь мы так можем! Где та щедрая русская душа?

У нас есть соревнования между школами. А кто из родителей знает число этих побед? Да, они есть! Но стало их больше или меньше по сравнению с прошлым годом? Экономисты, посчитайте. А какой план по победам и по участиям в конкурсах? Каким критерием пользуются родители при выборе школы для своего чада? Растущий рейтинг школы – вот вам критерий. Недавно я был на конкурсе, проводимом администрацией среди школьников. Судействовал. Выпускников объединили в команды, те готовили свои бизнес-планы. Ни одного учителя в зале. Детей учим составлять бизнес-планы, пора самим за парту. Надо направить немного денег на работу консультантов, освежить в голове руководителей основы бизнес-планирования. А дальше все пойдет как дважды два.

Можно предложить одной из газет города выделить страницу для освещения школьной тематики и сделать ее в стиле стенгазеты, так и назвать - «СтенГазета». Освещать свою деятельность - это очень важно. Все публикации, касающиеся школ, как мне кажется, носят событийный, а не системный характер. Не раз мне приходилось бывать на различных школьных мероприятиях, выступать перед учениками, рассказывать об экономике, судействовать в их конкурсах. А дальше … в прессе появлялись сухие статьи мелким шрифтом - о том, что в городе состоялось то-то и то-то. Сухо и скучно. Спасибо, что вообще написали. А вот для школьников это было СОБЫТИЕ. Они вставали, хлопали и благодарили.

В своей статье я коснулся только школьных проблем, а их у нас масса – здравоохранение, детские сады, ЖКХ, тарифы … Надо бороться не с сокращением издержек и повышением тарифов. Бороться надо за увеличение доходов и за привлечение средств для системы в целом. И на кризис все сваливать не надо. Войну выиграли, а тут всего лишь какой-то кризис…

Сократили преподавателей театров? Да, сократили. Спросите, а в чем они виноваты, да ни в чем, мера вынужденная. За год - два, пока ситуация не придет в норму, не думаю, что среди участников их театров кто-то станет наркоманом. Что же касается сокращения расходов на медицину - другие социальные вещи. Но шоковое состояние дает нам возможность встряхнуться и взглянуть на многие вещи под другим углом. Китайские иероглифы, из которых состоит слово «кризис», означают – угрозы и возможности. А скрытых возможностей у нас хоть отбавляй. Так вот, пора эти возможности развивать. Немедленно!

P. S. Готов вступить в полемику и отвечать со страниц газеты.

Александр ЛЕВИЦКИЙ
Директор ООО «Торгово-Финансовая Компания «ФинЭксперт»,
Отец подрастающего юнца, которому через пару лет идти в первый класс.
скачать dle 12.1
Чтобы получить ссылку на эту новость, достаточно «КЛИКНУТЬ» по ней:

Ссылка в Браузер:
HTML-код для Cайта:
BB-код для Форума:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Поэтому функционал Нашего портала для Вас ОГРАНИЧЕН, чтобы снять ограничения,
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
С Уважением, Администрация Портала Ангарска ALLANGARSK.RU
Читайте дополнительно в этом разделе:

Рекомендуем к прочтению: Информация
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Ваше мнение
Нужна ли Ангарску общественная организация АВТОМОБИЛИСТОВ, независимо от марки а/м?



Получать Новости на Е-майл





Погода Сегодня:

Партнеры проекта


Наш Портал в Рейтингах

Анализ сайта  
RSS  




Оперативно и достоверно обо всех событиях и происшествиях города Ангарска, Комментарии экспертов, Мнения официальных лиц.
При использовании материалов сайта, согласно «Пользовательскому Соглашению», активная гиперссылка ( без редиректа )
на портал ALLANGARSK.RU обязательна! Россия © ВЕСЬ АНГАРСК.РУ 2007- 2014 «Ангарские региональные новости» | cтатьи

 
 Наши контакты:
 E-mail: написать письмо
 Наш адрес:
 Иркутская обл. г. Ангарск
 9 микрорайон, ст.«Сиб-Сервис»