{title}  

«© ВЕСЬ АНГАРСК.РУ»
Первая полоса: » » 50 лет сценического поиска
Про Ангарск : 50 лет сценического поиска
50 лет сценического поискаНо объяснений того, что тысячи и миллионы людей ежегодно посещают Лувр, Дрезденскую галерею, Эрмитаж для осмотра классической скульптуры и живописи, эти прогрессисты культуры не дают, не могут они объяснить и фактов существования до сих пор классической музыки и балета, театра во всем многообразии его видов и режиссерских замыслов. Театр вечен! Это не гимн – истина.
На ангарской же драматической сцене скоро юбилей: Народному театру «Факел» ДК «Современник» исполняется полвека, пятьдесят лет со дня рождения. Пятьдесят творческих сезонов, даривших зрителю духовный запал, критерии добра и образцы нравственности.

Этапы большого пути

А начиналось все с малого. В 1958 году Борис Лазоревич Чураков организовал при ДК «Комсомолец», бывшем в то время очагом культуры при АЭХК, небольшой драматический кружок. Сегодня тот ареал творчества известен как торговый дом. «О времена, о нравы!» - восклицаем мы вслед за Цицероном, чья отрубленная голова с языком, проткнутым булавками его вернополитической жены, долгое время украшала пиршественный стол одного римского тирана…

Потом режиссер Чураков ушел работать в ДК нефтехимиков, а его место (внештатно!) занимали энтузиасты кулис Пугачева и Герасименко из числа работников-электролизников. Последний, достигнув пенсионного возраста, возвратился из принявшей его советской Украины в Ангарск, дабы воздать должное своей искусствоведческой миссии на сибирском поле.

50 лет сценического поискаНо «свято место пусто не бывает». И режиссерская чета Мамонтовых, приехавших из Новосибирска, опять зажигает творческий запал театра, ими же названного «Факелом» и их заслугами приобретшего громкое в то время звание «Народного». О делах и людях того времени – сказ особый. Но надо отметить одно: Георгий Нухимович Мамонтов понимал, что 60-е годы гасят добро в детях Страны Советов, и создал особый театр – детский – театр Сказок, где Добро всегда побеждает Зло. Этот театр, впоследствии воссозданный Татьяной Ударцевой, сегодня возглавляет режиссер Андрей Трусов.
А в том далеком 1967 году супруги Мамонтовы поставили спектакль по пьесе Михаила Светлова «20 лет спустя» и заслужили звание «Народного», что всегда высоко ценилось не только властями, но и зрителями.

Кстати, еще при режиссерстве Мамонтовых, в 1964 году, в труппу театра пришли нынешние супруги Процик, Люся и Толя, тогда – работники АЭХК, они играют и сегодня. А нынешняя сценическая «мелочь» из студентов АГТА до сих пор величает в творческом запале Людмилу Михайловну «Люсей», чувствуя ее молодой задор и неравнодушие к общему делу.

В 1980 году к руководству театром (на целые полставки!) пришел бывший балтийский матрос и выпускник московского Щукинского театрального училища Александр Кононов. Завертелась новая спираль сценической карусели. Уходили одни, заверченные советским бытом, но приходили другие, жаждущие воскрешения духа. И получали его. По себе знаю. И вот уже 28 лет заслуженный деятель культуры Александр Иванович стоит у руля творческого брига под названием «Факел».

Откровения режиссера

- Эти четверть века дались через бури, борьбу и собственную седину в бороду. Пришло понимание: все надо планировать! Пришло и ощущение революционно-творческих руководимых масс: «Факел» - это приют тех, у кого что-то не получается в жизни, у кого потенциал души выше, чем требования к нему, предъявляемые обществом. Сборище временных неудачников, испытавших душевный надлом. Проверено практикой: полно свинины на кухне – сознание на нуле и театр не нужен! Кто-то сказал: сытый актер – преступник на сцене! Может, верно? Со сцены надо брать за душу зрителя. А чем возьмешь, если нет собственной души? Только ее новым обретением! В те же пресловутые 70-е – 80-е минувшего века бардовская песня, театр, творческий порыв были престижными. Нынче скорбно констатируем: престиж ушел. Сейчас не куешь деньги – следовательно, занимаешься ерундой.
А ерундой ли, господа тупые судьи? Начнем загибать пальцы.

Во-первых, «Факел» теперь – знаковый театр России и Сибири. Нас знают в Литве, Польше, Монте-Карло, Англии, Германии… Наши гастроли за рубежом – это не языковой конферанс для национальных общин. Это – знакомство с русской культурой. В той же Германии мы играли русский, славянский спектакль «Иван да Марья» на немецком для немецких детей. И с бравым успехом.

Во-вторых, силами нашего - подчеркиваю, нашего - общего усердия мы создали уникальное явление культуры – Байкальский международный театральный фестиваль на Ольхоне. В мире нет ничего подобного! Впрочем, ты плавал – знаешь! Плавал – знаю!

Видел и слышал, как литовский режиссер, работающий в Копенгагене, вел уроки среди «ольхонской театральной братии» и восхищался нашим творческим потенциалом. Как польско-латвийские театралы двухметрового роста лили детские слезы по поводу своего не-присутствия здесь в следующем году. Как украинцы, немцы, актеры Римского международного театра, омичи-томичи, челябинцы и прочие «рабы» Мельпомены на просьбу поделиться впечатлениями о фестивале лишь воздевали руки к небу и квакающее открывали рот!

Я – это – видел!

- В-третьих, театр отдает своих воспитанников на сторону: в Омск, в Красноярск, в Москву и т.д. И будучи сам плодородной почвой для роста талантов, оставляет город без профессионального театра! Абсурд? Несомненно! Сколько профи сцены вышло с подмостков «Современника»? Таня Иванова, Риф Гафуров, Леня Гусаров, братья Самойловы… Работают в других городах. А могли бы и здесь, в Ангарске. Впрочем, в этом году в рамках «Театральной недели» мы соберем ангарский аклав театральной Москвы из актеров и студентов РАТИ и дадим зрелище на город. Пусть видят власти и горожане взращенные на местных кормах таланты.

В-четвертых, но не в-последних: взгляните на элиту города. Из «факелоносцев» - представители руководства культуры, думские функционеры, значительные бизнесмены, журналисты, учителя… Театр расширяет горизонты, дает уверенность в себе, опыт общения… Выводит в люди, а не в прогрессирующую по времени быдлятину.

Думаю, достаточно.
Хау! Я все сказал!

Закулисная жизнь

Ну а теперь, если поступать по справедливости, пора описать репетиционную жизнь и дать слово актерам. Ведь это только у Островского Шмага считает, что настоящему артисту место в буфете. Поверьте, главное для актера – репетиционное закулисье. Это странный, чарующий, особый замкнутый мир со своими правилами и законами. Театр приучает к дисциплине и ответственности. «Театр – это сумасшествие», - сказал однажды звукооператор «Современника». «Но – добровольное сумасшествие», - тут же поправил его Александр Кононов. Здесь смеются и плачут, любят и ненавидят, негодуют и восторгаются. И все – понарошку, изображая кого-то. Здесь сборище интересов, талантов и амбиций, и его надо держать в железной узде. Не верьте демократическому театру, каждый режиссер – диктатор, но по-другому нельзя.

Массовая культура в последние годы не только изменилась, но и резко деградировала. Но не «Факел». «Факел» и сейчас живее всех живых, наша сила, слава и оружие. Он творил, творит и много нам еще чего натворит. В нем люди обретают себя, расширяют свой творческий потенциал, избавляются от комплексов, обретают становой хребет души. Здесь правит свой стиль речи, популярна афористичность. «В каждом из нас спит гений, и с каждым днем все крепче». Как сказано? Пользуются любовью театральные байки, хорошая актерская мемуаристика.

Спросите у артистов, как они относятся к «шефу». Получите определения: «Режиссер от Бога… Кладезь мудрости, спокойный, как йог, и принципиальный, как монах... Тонкий психолог и прекрасный организатор, гибкий как вьюн и твердый как сталь... Учитель, у которого можно учиться всю жизнь…» Попробуйте усомниться и получите уже другое – по морде, например. Потому что для режиссера, требовательного к себе, как к никому, есть только одна уважительная причина, оправдывающая актера, не пришедшего на репетицию, - смерть. Лидер театра постоянно удивляет. Начинается все со словечек, которых не отыскать у Даля или Ожегова: костюм у Вадика должен быть гробовый, рыба на банкете была шедевральной, у Леши шизофреническое недержание слов…

Актеру под лобовую кость регулярно вдалбливаются простейшие истины, ставшие уже правилами:

1. Актер, которому удобно на сцене, - мертвый актер, без заряда к действию.

2. Комментарии актеров актеру на сцене никому не нужны. Словесному мусору на сцене не место.

3. Нельзя сидеть за спиной товарища по сцене во время репетиции и мешать ему тем самым работать.

4. Нельзя поправлять другого актера, если тот ошибся. Ошибки исправляются самостоятельно или с подачи режиссера.

5. Нельзя учить человека, заставляя его делать что-либо помимо его воли. Прогресс возможен только при собственном желании актера.

6. Должна быть ответственность за то, что ты творишь на сцене.

Репетиция – это тоже творческий процесс. И тут важно, чтобы современный учитель, бизнесмен, шофер, связист поняли то, о чем писали Чехов или Гоголь. В этом деле основной запал – у режиссера.
- Андрей, ты должен рассказать про Сицилию так, чтоб у тех двоих уши торчком стояли…
- Люся, королева – не только статус, но и типично бабская сущность…
- Ваня, для Гамлета актеры – не только собутыльники, но и живые души…
- Саша, тут нужен фортель, от которого она шарахнется в угол. Но станет воспринимать тебя серьезно…
Крайне серьезно проходят «прогоны» перед выпуском премьеры на зрителя. Здесь режиссер дает ребятам «взыграть и отыграться», делая заметки в тетрадочке. А уж потом выдает «всем сестрам по серьгам», да так, что мало не покажется. Александр Иваныч – профессионал, потому каждый раз стремится к идеалу. И разбор идет каждого актера и каждого образа.
- Илья, все правильно, но надо тоньше: представь, что ведешь научную конференцию…
- Леша, вяло идешь, реакция на события должна быть реактивной…
- Андрей, активней! Жевакин – это сексуальный маньяк! Он суетится больше других женихов, как кобель перед сучкой с течкой…
- Игорь, все верно по логике, но очень вяло по ритму…
- Вадик, если ты еще раз скажешь: «Сраная нынче погода», - я тебя оштрафую! «Странная погода», «странная»! Отковывай язык, великий и могучий!
- Андрей, не глотай слоги! Четче речь, четче!
- Коля, ты должен ржать, как конь! Твой герой раздраконил всех, заварил всю эту кашу и теперь забавляется! Азарт матча века Россия – Голландия!

И так – по каждому. Каждый раз после прогона. И ребята внимают без обид. Какие обиды на правду? А они сюда каждый раз и многие не первый год собираются почти ежевечерне для того, чтобы овладеть искусством сценической правды. А итог работы режиссера - спектакль, творение общее и цельное, плод совместного труда. Труда хлопотного и нервного, «добровольного безумия», которое вот уже 50 лет базируется под крышей Дворца культуры «Современник». И базируется успешно. Приходи, народ, на спектакли! Уверяю, скучно не будет! Афиша прилагается…


Народному театру «Факел»
Дворца культуры «Современник»
50 лет!


Театральная неделя:


23 января 18 час. Жан Кокто «Человеческий голос» Моноспектакль.

24 января 18 час. Н.В. Гоголь «Женитьба» Совершенно невероятная история.

25 января 12 час. Спектакль для детей и родителей К. Драгунская «Большая меховая Папа».

29 января 19 час. А. Вампилов «Перешагнуть порог» («Дом окнами в поле», «Воронья роща»).

30 января 18 час. Спектакль для детей и родителей К. Драгунская «Вверх тормашками».

1 февраля 17 час. Юбилейный вечер, посвященный празднованию 50-летия Народного театра «Факел», -
«Любовью созданная жизнь».

Акция «Мы - ангарчане!»
На сцене Ангарска - профессиональные артисты,
воспитанники театра «Факел».

Артисты московских театров:
Владимир Токарев, Антон Тарасов -
и
студенты РАТИ:
Николай Коваль, Андрей Самойлов, Антон Перминов -

в спектакле по пьесе В. Шукшина
«А поутру они проснулись...»

г. Ангарск, ДК «Современник», - 31 января в 17 часов
г. Усолье-Сибирское, ДК «Химик», - 1 февраля в 12 часов


Александр ПОЛЕВОЙ
скачать dle 12.1
Чтобы получить ссылку на эту новость, достаточно «КЛИКНУТЬ» по ней:

Ссылка в Браузер:
HTML-код для Cайта:
BB-код для Форума:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Поэтому функционал Нашего портала для Вас ОГРАНИЧЕН, чтобы снять ограничения,
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
С Уважением, Администрация Портала Ангарска ALLANGARSK.RU
Читайте дополнительно в этом разделе:

Рекомендуем к прочтению: Информация
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Ваше мнение
Нужна ли Ангарску общественная организация АВТОМОБИЛИСТОВ, независимо от марки а/м?



Получать Новости на Е-майл





Погода Сегодня:

Партнеры проекта


Наш Портал в Рейтингах

Анализ сайта  
RSS  




Оперативно и достоверно обо всех событиях и происшествиях города Ангарска, Комментарии экспертов, Мнения официальных лиц.
При использовании материалов сайта, согласно «Пользовательскому Соглашению», активная гиперссылка ( без редиректа )
на портал ALLANGARSK.RU обязательна! Россия © ВЕСЬ АНГАРСК.РУ 2007- 2014 «Ангарские региональные новости» | cтатьи

 
 Наши контакты:
 E-mail: написать письмо
 Наш адрес:
 Иркутская обл. г. Ангарск
 9 микрорайон, ст.«Сиб-Сервис»