{title}  

«© ВЕСЬ АНГАРСК.РУ»
Первая полоса: » » Кавказский синдром XXI века: взгляд снизу
Про Ангарск : Кавказский синдром XXI века: взгляд снизу
Отгремели пушки, гаубицы и установки «Град» на грузино-южноосетинской границе. Цхинвал, пережив горечь утраты 1647 своих жителей и схоронив жертвы военного преступления, приступил к самовосстановлению. Русская армия, дав прощальный залп над телами 62 миротворцев, возвращается на исходные позиции в Северную Осетию. Начинает осуществляться план воскрешения мирной ситуации Медведева-Саркози.
Но информационная война набирает обороты и весьма резко перетекает в войну дипломатическую и даже судебную. Грузия подала в суд на Россию в Гааге, обвинив ее в агрессии и геноциде. Итак, Михаил Саакашвили, проиграв в военно-тактическом отношении, решил отыграться на сутяжничестве в международном суде. Но при этом он полностью игнорирует тему первоначальной агрессии Грузии против Южной Осетии, юридически не признавшей главенство Тбилиси над Цхинвалом.

А Европа не знает, кому верить, в чем верить и зачем верить. Западная журналистика уже отказалась от поиска истины в русско-грузинском конфликте. Все отдано на откуп Гааге. Она – мудрая, она разберется. Но самая печальная нота последствий этих кровавых событий кроется в другом: мы сами не знаем, к нашему великому сожалению, сложной, многогранной, противоречивой истории отношений между Россией и кавказскими народами. А эта история теснейшим образом переплетается с историей отношений внутри самих кавказских народов, которые друг другу далеко не родня. А наш доморощенный этнограф публично возмущается: грузин-христианин коварно напал на брата, на христианина-осетина!

Невежество. Вот что часто является причиной непонимания народа народом, президента президентом, журналиста журналистом. Но это поправимо, если обратиться к скрижалям музы истории Клио и обрести, наконец-то, настоящее знание.

К этой цели и будет обращена наша новая рубрика.

Вопросы от Лермонтова
Прощай, немытая Россия!
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей.
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.


Это восьмистишие хорошо известно всем и каждому еще со школьной скамьи. Но почему-то мало кто из взрослых россиян задавался вопросом: «А почему этот гордый потомок шотландских горцев, наследник многомиллионного бабушкиного состояния, офицер и, несомненно, патриот России, уходит за Кавказский хребет в поисках земли, свободной от рабов и господ, от филерской слежки цивилизованного государства?». А ответ прост, если хотя бы немного покопаться в трудах русского историка Михаила Покровского или почитать книгу Умара Лаудаева, чеченца по крови, воспитанного в русском кадетском корпусе. Книга звалась «Чеченское племя» и была издана в Тифлисе в 1872 году.

Северный Кавказ и Закавказье представлялись русским свободолюбцам территориями личной независимости и уважения к любому здравому мнению. Нравы и политическое устройство чеченцев, черкесов, абадзехов (абхазцев), шапсугов, дагов, кабардинцев, балкарцев, осетин, аварцев и прочих племен идеализировались до заоблачных высот даже среди русского офицерства. Но это не мешало тем же офицерам свято выполнять воинский долг, служа «Вере, Царю и Отечеству». А тот же Михаил Юрьевич, поэт и поручик, командовал карательным отрядом при налетах на дагестанские аулы. Суровая проза патриотизма…

Седая древность

В древнейшие времена в долинах и на предгорьях кавказского хребта по-соседски существовало всего два племени: армяне и аланы. Первые создали под Араратом свое государство Урарту задолго до нашей эры, создали армяно-грегорианскую церковь единобожия за 200 лет до Рождества Христова. А позже восприняли и христианские ритуалы, примкнули к православной традиции. Аланы же долгое время находились на стадии военно-племенной демократии. И прекрасно себя чувствовали под защитой горных хребтов, в определенной изоляции от большого торгового мира. Лишь в XIV веке они потерпят сокрушительное поражение от татаро-монгольских войск Бату-хана, известного на Руси под именем Батый. Осколки племени аланов и воссоздали новую народность уже под другим именем - осетины.

Все остальные племена и народности, союзы и языки являются пришедшими либо из северных степей, либо из южных лесов. Отсюда и огромное количество языковых семей, населяющих сегодня столь небольшую территорию: иранская, тюркская, осетинская… К восемнадцатому же веку с севера и с юга на Кавказ стали давить две сильнейшие империи Востока: Российская и Оттоманская (турецкая). Малые народы в этих условиях во имя сохранения своих племен и культур были просто обязаны уйти под покровительское крыло одной из сверхдержав. Другого рационального пути для них уже не существовало.

Надлом XVIII века

Сложившиеся уже формы государственности на Кавказе, вернее - в Закавказье, уходили от язычества к великим религиям. Азербайджанцы приняли суннитское мусульманство Персии, грузины – христианство, армяне остались верны христианизированной, но собственной религии. А вот горцы… Впрочем, объединять их всех под одним термином, как минимум, исторически некорректно. Племена были очень разными. Представление об однообразии или родстве всех горских племен Кавказа столь же мало состоятельно, как и мнение об их «первородном коварном хищничестве».

«Злой чечен» понял бы «коварного кабардинца» нисколько не лучше, чем русского или грузина. А среди дагестанских лезгин были случаи, когда два соседних аула, на расстоянии двадцати верст друг от друга, имели различные наречия. Общий язык они получили только с Исламом. И то – арабский, на котором совершались все богослужения. Но и тут не все обстояло так гладко: кабардинские князья приняли Христа, соседи балкарцы – Аллаха, абхазы – православие, соседи даги (дагестанцы) – пророка Мухаммеда со своеобразной мюридической трактовкой канонов Ислама.

Они не походили друг на друга и формами общественного строя. Самые развитые, черкесы из Адыгеи, имели свою феодальную иерархию. Чеченцы же до имамата Шамиля и войны с русским царем вообще не имели своей аристократии, а Ичкерия была патриархальной демократией. И земли в ней принадлежали не людям знати, а целому роду, тейпу. Межродовые споры обычно разрешались кровной местью, посреднический суд существовал, но был бездействен.

Александр ПОЛЕВОЙ
По материалам Покровского,
Лаудаева, Ярмолова
скачать dle 12.1
Чтобы получить ссылку на эту новость, достаточно «КЛИКНУТЬ» по ней:

Ссылка в Браузер:
HTML-код для Cайта:
BB-код для Форума:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Поэтому функционал Нашего портала для Вас ОГРАНИЧЕН, чтобы снять ограничения,
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
С Уважением, Администрация Портала Ангарска ALLANGARSK.RU
Читайте дополнительно в этом разделе:

Рекомендуем к прочтению: Информация
  Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.



Ваше мнение
Нужна ли Ангарску общественная организация АВТОМОБИЛИСТОВ, независимо от марки а/м?



Получать Новости на Е-майл





Погода Сегодня:

Партнеры проекта


Наш Портал в Рейтингах

Анализ сайта  
RSS  




Оперативно и достоверно обо всех событиях и происшествиях города Ангарска, Комментарии экспертов, Мнения официальных лиц.
При использовании материалов сайта, согласно «Пользовательскому Соглашению», активная гиперссылка ( без редиректа )
на портал ALLANGARSK.RU обязательна! Россия © ВЕСЬ АНГАРСК.РУ 2007- 2014 «Ангарские региональные новости» | cтатьи

 
 Наши контакты:
 E-mail: написать письмо
 Наш адрес:
 Иркутская обл. г. Ангарск
 9 микрорайон, ст.«Сиб-Сервис»